Покупаем подержанный автомобиль

Начинать тут следует с определения параметров автомобиля, который вы хотите приобрести. В противном случае, если ориентироваться лишь на цену, вам придется подолгу просматривать страницы с результатами поиска. Мы попробовали попробовали подобрать автомобиль в ценовом диапазоне от 900 тыс. до 1 млн. руб. — сейчас за эти деньги можно купить новый автомобиль гольф-класса. Результат поиска — более 250 машин на любой вкус. Любители больших внедорожников могут купить двенадцатилетние Lexus GX 470 или Cadillac Escalade. Тем, кому по душе скорость, подойдет девятилетняя Mitsubishi Lancer Evolution с 280-сильным двигателем.

Выбор столь популярных нынче кроссоверов просто огромный. Можно приобрести 7-8-летние машины большой немецкой тройки — BMW X5, Mercedes-Benz GL или Audi Q5. А можно взять годовалый Ford Kuga или седан Toyota Camry. Поэтому самое главное — сузить рамки поиска. Лучше выбирать ту машину, которую сможете в дальнейшем содержать. Не гонитесь за экзотикой — будут проблемы с запчастями и сервисом. Если вы не любите проводить выходные в гараже, выбирайте автомобиль посвежее — обычно это 3-5-летние машины. Если у вас дача, можно купить универсал — правда, у нас, в отличие от Европы, этот тип кузова не столь популярен.

Совет: правильное определение параметров выбора — залог успеха в быстром поиске автомобиля.

 

Что предпочесть.

Автомобили какого автопроизводителя лучше? Ответить на этот вопрос, с одной стороны, очень просто, с другой — практически невозможно. Помочь могут рейтинги надежности, ежегодно публикуемые в Европе и США. Российского аналога пока нет, да и откуда ему взяться? Все рейтинги строятся на ежегодном прохождении ТО. Далее массив данных обрабатывается, и мы узнаем, что та или иная модель оказалась лучшей с точки зрения надежности. Единственная закономерность, которая просматривается на протяжении последних лет, — чем больше электроники в автомобиле, тем он менее надежен.

Кроме надежности существует понятие «падение цены с возрастом», а также ликвидности автомобиля. Чем он престижнее, тем больше он теряет в цене. Например, Audi A8, BMW 7 или Mersedes-Benz S-класса теряют за первые три года более половины своей стоимости, тогда как, например, кроссовер Honda CR-V — менее 20%.

ZO1Z9798

 

Замечено, что французские автомобили теряют при первой смене владельца более 40% начальной цены, зато потом стоимость падает не столь стремительно. «Немцы», «японцы» и — в последнее время — корейские машины не столь подвержены резкому снижению цены.

Совет: определитесь, как долго будете эксплуатировать подержанный автомобиль. До трех лет? Тогда берите машину с небольшой потерей в цене в зависимости от возраста. Но это значит, что придется чуть больше платить за ее содержание: посещать официалов с целью проведения очередного ТО, чтобы сохранить сервисную историю, — это может хорошо повысить цену при повторной перепродаже. Если покупаете на более длительный срок (более 5 лет), надо просто ухаживать за автомобилем и поддерживать его в исправном состоянии. Падение цены от года к году будет стабильным и к сроку продажи достигнет практически несгораемого минимума  — 28–35% первоначальной цены.

 

Выбираем подержанный автомобиль.

Если это ваш первый автомобиль, обязательно воспользуйтесь услугой опытного друга. Если такового нет, обратитесь в крупный автосалон.

Выбирать следует машины, прошедшие специальный тест. Например, у Volkswagen это одобрение Das Welt Auto, у Nissan — «Одобрено Ниссан», и такие программы есть у многих компаний. Автомобиль проходит осмотр и полную диагностику, так что покупаете вы в итоге проверенную машину — хоть какая-то гарантия для новичка. А иначе получится как с моим другом, который, имея не очень много денег, захотел купить свой первый автомобиль. Первые три машины друзья забраковали, но желание было столь большим, что все увещевания и просьбы подождать не возымели действия. Как итог, был куплен свежеокрашенный автомобиль. Снаружи он был превосходен, но при первой же поездке при резком торможении сиденье пассажира стало жить само по себе и в итоге отвалилось. При тщательном осмотре выяснилось, что днище совсем прогнило, пришлось ехать к друзьям в гараж и полностью его переваривать.

Совет: предпочтение следует отдавать автомобилям, получившим одобрение фирмы-производителя, несмотря на то, что они чуть дороже. Это окупится при дальнейшей эксплуатации.

 

Покупаем автомобиль.

Итак, автомобиль выбран. Едем смотреть. Вначале осматриваем внешний вид. Осмотр лучше производить днем и обязательно на улице. При дневном освещении легче увидеть некачественную окраску. Лучше, если у вас или вашего друга будет прибор, с помощью которого можно определить толщину ЛКП. Толщина слоя заводской краски для большинства машин находится в диапазоне от 70 до 180 мкм. При этом основным показателем родной покраски является разброс толщины для детали: он не должен превышать 10–15 мкм, а для всего автомобиля — 20–25 мкм.

Если обнаружили отклонения, значит деталь восстанавливалась. Есть повод к торгу. Осмотрите, как восстановлена лакокрасочная поверхность. Если мастер не схалтурил, визуально отличить вновь окрашенную деталь будет сложно. Еще стоит обратить внимание на автомобильные стекла. Если маркировка завода-изготовителя, логотип автомобильной компании и год выпуска на всех совпадают — хорошо. С большой вероятностью автомобиль не попадал в крупные аварии. Если лобовое стекло от другого производителя — не страшно. От летящих камней на дороге никто не застрахован.

Осмотрите тормозные диски: их состояние поможет определить приблизительный пробег машины. Обычно их меняют вместе с третьим комплектом тормозных колодок. Комплект передних колодок ходит порядка 30–35 тыс. км. Состояние шин расскажет об исправности подвески. Любые проплешины и неравномерный износ передних и задних колес указывают на проблемы с подвеской.

Переходим в салон. Здесь масса индикаторов, которые указывают на пробег машины. Помимо показаний одометра на панели приборов, которые, впрочем, могут быть скорректированы, обратите внимание на состояние руля: сильные потертости в местах хвата могут поведать о длительном и активном управлении.

ZO1Z9863

Сиденье водителя не должно быть сильно просижено и протерто. Свежие чехлы могут говорить как о внимании хозяина к своему автомобилю, так и о желании скрыть истинный пробег.

Осмотрите подкапотное пространство. Любые подтеки масла — лишний повод задуматься. Обязательно прокатитесь. Попросите владельца проехать по неровностям (вдруг вылезут стуки подвески?) и описать восьмерку (услышите хруст — возможно, неисправны приводы колес). Любые стуки, скрипы и прочие посторонние звуки являются поводом поехать в сервис на диагностику. Правда, вам придется заплатить за нее, но зато вы узнаете истинное техническое состояние машины и, вполне вероятно, получите кое-какие рекомендации и приблизительную калькуляцию ремонта. А это вновь повод для торга. И еще: заранее подберите сервис, куда будете отгонять машину для тестирования, — так будет надежнее.

Совет: осмотр подержанного автомобиля лучше проводить вдвоем со специалистом. Если у вас такого нет на примете, его можно найти через Интернет.

 

Договор и оплата.

Сошлись в цене с продавцом? Что ж, тогда самая приятная, хотя и не менее ответственная часть покупки — оформление договора купли-продажи (образец — в фотогалерее ниже). Вам, как покупателю, необходимо иметь два экземпляра договора. Один остается при совершении регистрационных действий в ГИБДД, другой — у вас. В случае перепродажи автомобиля он будет являться документом для предоставления в налоговую службу.

Самый скользкий момент — передача денег и получение документов. Продавец и покупатель боятся, как бы их не обманули. Один из безопасных вариантов передачи денег и документов — делать это в банке. Покупатель в присутствии представителя продавца переводит деньги, в это время продавец вместе с представителем покупателя вписывает данные в ПТС. Продавец пишет расписку в получении денег. Все, процедура закончена.

Совет: оформляйте автомобиль около отдела ГИБДД и попросите продавца присутствовать при регистрации автомобиля. Если он откажется, стоит задуматься о чистоте документов на машину.